+7 (921) 787-13-79


Нельзя говорить нельзя...

детский развивающий центр в Санкт-Петербурге

 
МЕНЮ

В Группе неполного дня (минисадик)

есть 2 свободных места для малышей

2,4-4 лет.

 

 

Набираем дополнительно

детишек в кружок ШАХМАТЫ с 4 лет,

.

наше сообщество: vk.com/spbkidsclub

 

 84 ОТЗЫВА О НАС НА  независимом портале Littleone ...


 


Воспитание без запретов


   Как монтессори-педагог я часто сталкивалась на занятиях с попытками родителей запретить детям работать с каким-либо материалом, когда им кажется, что ребенок слишком мал и не справится. В данной статье я хочу рассказать, как решается проблема запретов в Монтессори-группах.
Нельзя говорить нельзя.
   Давайте сразу определимся. Я протестую не против необходимых, адекватных запретов. Речь идет вовсе не о ситуациях, когда, например, малыш тянет пальчики к розетке, что ставит под угрозу его здоровье или даже жизнь. И не о ситуациях, когда малыш берет без разрешения чужие вещи. Я лишь хочу обратить внимание родителей на то, что в большинстве случаев можно и нужно обойтись без категоричного запрета нельзя.
Остановимся на слове нельзя. Часто слыша его, ребенок теряет интерес к занятиям. Малыш скорее направится к выходу, чем к материалам, с которыми, по мнению мамы, он не сможет обращаться правильно. Поэтому в наших группах слово нельзя недопустимо.
Любое нельзя лучше перевести в можно. Если ребёнок бросает материал, мы стараемся не говорить ему, что так нельзя, а переключаем его внимание, например, на мяч. Мяч бросать можно! А с материалом следует обращаться бережно.
Говоря о слове нельзя, хочется напомнить, что запрет должен быть последовательным. Если уж запрещено, то запрет не должен нарушаться. Ни при каких обстоятельствах. Ведь родители часто твердят нельзя, но, увидев слезы ребенка, в итоге смягчаются и разрешают. Если малышу хоть раз слезами удалось добиться разрешения, поверьте, он это запомнит. И будет пытаться вами манипулировать.
Важно отличать нельзя от опасно. Опасно – это розетка, плита, утюг. Поговорите с малышом, объясните, чем именно опасны эти предметы. Скажите ребенку, что не хотите, чтобы ему было больно, что переживаете за него.
Не исправляйте детские ошибки.
   Также не нужно исправлять ошибки ребенка. В этом случае теряется основная наша цель – РАЗВИТИЕ. Перед ребёнком должна стоять задача, и он должен пытаться решить её, а не бездумно повторять за мамой её действия. Ведь нам важно, чтобы малыш не просто механически запомнил "правильную" последовательность действий, а научился самостоятельно искать решения.
Чем больше мы подсказываем и поправляем, тем меньше ребёнок думает сам и, соответственно, медленнее протекает его развитие.
Поэтому на вводных семинарах о методике Монтессори мы с родителями будущих "учеников" договариваемся не употреблять на занятиях слова нет, нельзя, неправильно, не сюда, не так и т.п. На наших занятиях можно обойтись без этих негативных высказываний.
В монтессори-материалах заложена возможность контроля ошибок, и ребенок без труда сможет самостоятельно проверить, правильно ли он выполнил задание.
Например, материал – шумовые коробочки. Их две, в каждой по шесть одинаковых цилиндров с разными наполнителями. Если их потрясти, малыш услышит разные звуки: от очень тихого до очень громкого. Цилиндры из разных коробочек отличаются по цвету крышек. То есть, каждому цилиндру с красной крышкой соответствует цилиндр с синей крышкой. Задача ребенка – найти цилиндры с разными крышечками, издающие одинаковые звуки. Как же ребёнок может проверить, справился ли он с заданием? Очень просто! На донышке цилиндров есть цветная маркировка, и если звук в цилиндрах с разными крышками действительно совпадает, то совпадет и цвет круга на донышке цилиндров.
На занятиях в Монтессори-группах мы стараемся создавать доброжелательную атмосферу, условие, необходимое для формирования интереса к обучению. Но какой же может появиться интерес, если ребенка постоянно поправлять, указывать на ошибки. Это будет только раздражать ребёнка.
Только оцените, какова разница в развитии между Вами и Вашим чадом. Поставьте себя на его место. Представьте, как бы мы себя чувствовали, если бы, когда мы изучаем что-то новое и сложное, рядом находился кто-то во много раз умнее и постоянно указывал нам на наши промахи. А именно в такую ситуацию ставим мы своих любимых малышей, регулярно поправляя их. Опять же, чем больше мы произносим негативных слов, тем больше вероятность того, что ребёнок просто откажется заниматься и попросится домой.
   Я также настоятельно рекомендую родителям придерживаться несложных правил, принятых в наших Монтессори-группах, не только раз в неделю, на занятиях, но и дома. Если ребенок интересуется тем или иным предметом, пользоваться которым ему слишком рано, не спешите останавливать его словом нельзя. Стоит показать предмет ребенку поближе, рассказать, для чего он нужен. Жаль, что на это не всегда хватает времени!
 

Наталья Кулакова, к.ф.н.,
ст.науч.сотр лаборатории моделирования речевой деятельности СПбГУ,
руководитель Центра развития Натальи Кулаковой «Солнечный круг»,
мама троих детей

Смотрите также в разделе В помощь родителям

Уроки Монтессори Монтессори без запретов
Музыкальные занятия Организация детского пространства
Отличие ребёнка от взрослого Пальчиковая гимнастика
Правила поведения Про Монтессори-педагогов
Рамки-вкладыши Сензитивные периоды
Солёное тесто Мой ребёнок
Творчество Упражнения для губ

Почему стоит зайти в  детский развивающий центр "Мир Монтессори на Карпинского"?
Потому что:

Мы работаем уже девятый год и накопили большой опыт работы с детьми от годовасиков до дошколят.

Мы любим своё дело и делаем его с удовольствием. Отношение к ребёнку как к уникальной, неповторимой личности со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира - это и есть основная отличительная черта Монтессори педагогики. Монтессори - дети необыкновенно адаптивны. Они умеют работать индивидуально и в группе. Поскольку их с раннего детства побуждали самостоятельно принимать решения, они вырастают решателями проблем, умеющими делать выбор и организовывать своё время. Лучшим залогом будущих успехов является развитое чувство собственного достоинства. Монтессори программы, основанные на деятельности, побуждаемой внутренней потребностью, а не соревновательным мотивом, помогают детям сформировать благоприятный "образ Я" и уверенность в себе. Это позволяет встречать трудности и перемены с оптимизмом.