+7 (921) 787-13-79


Система Монтессори была разработана для занятий в группе,

в специально подготовленной развивающей среде,

но мы можем использовать этот бесценный опыт и в домашних условиях... 

детский развивающий центр в Санкт-Петербурге

 
МЕНЮ

В Группе неполного дня (минисадик)

есть 2 свободных места для малышей

2,4-4 лет.

 

 

Набираем дополнительно

детишек в кружок ШАХМАТЫ с 4 лет,

.

наше сообщество: vk.com/spbkidsclub

 

 84 ОТЗЫВА О НАС НА  независимом портале Littleone ...


 


Домашние уроки монтессори


Система Монтессори была разработана для занятий в группе, в специально подготовленной развивающей среде, но мы можем использовать этот бесценный опыт и в домашних условиях, ведь не у всех родителей есть возможность и средства отдать своих детей в специальные группы и детские сады.

Главное, что нужно запомнить, родителям, приступающим к занятиям по этой методике, что в ее основе лежит безграничная вера в уникальность и неповторимость каждого ребенка. Именно поэтому нужно дать возможность малышу познавать мир в своем собственном темпе, самому выбирать те или иные материалы для работы. Роль же взрослого – помочь освоить тот или иной материал, и наблюдать за тем, как происходит развитие ребенка. Вмешательство в деятельность ребенка возможно только в том случае, если он сам об этом попросит. “Помоги мне это сделать самому” – известный девиз педагогики, должен стать и вашим девизом. Это относится и к тем родителям, чьи дети ходят в Монтессори-детский сад, ведь при совместных усилиях с педагогами это приобретет совсем другой смысл.

Конечно, наблюдая за тем, как малыш размазывает грязь, вытирая пыль со стола, или неумелыми ручками моет чашку, то и дело рискуя ее разбить, невольно думаешь, сама сделаю – и времени займет меньше, а грязи и нервотрепки вообще не будет. В результате одергиваем: “Ты еще маленький, подрастешь, вот тогда и будешь делать!” Но где же в этом развитие и самостоятельность? Ребенок понимает, что любое его начинание бессмысленно. А это значит, что быть самостоятельным не интересно и не нужно. Вместо этого скажите: “Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам” (это не значит, что не нужно помогать ребенку, когда ему действительно нужна ваша помощь”.

Итак, приступая к созданию специальной среды и философии у себя дома, научитесь доверять своему ребенку.

  • Уважайте его интересы и желания чем-то заняться.
  • Больше наблюдайте, а не указывайте.
  • Не прерывайте, если он занят.
  • Хвалите за самостоятельность, не отмахивайтесь от инициативы сделать что-то самому.
  • Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.
  • Отведите ребенку свой уголок, мебель в комнате малыша должна быть легкой и соответствовать его росту. Понадобятся стол и стульчик, которые малыш сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую можно поставить материалы для работы.
  • Разместите на высоте роста ребенка его зубную щетку, мыло, полотенце, крючки для одежды, маленькую губку, тряпку для вытирания пыли, веник и совок.
  • Позвольте ребенку выполнять какие-то “дела”, поливать цветок, протирать пыль и т. п.
  • Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы, продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время.
  • Давайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов, говорите как можно меньше слов, но покажите один раз, для чего предназначены предметы, как бы делая презентацию, затем позвольте работать самому.
  • Приучайте доводить начатое до конца, класть на место предметы и пособия.   

Упражнения на развитие координации, мелкой моторики, развитие уверенности в себе и приобретение практических навыков

Пересыпание.

Возьмите небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным крупой. Сначала покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.).

Переливание.

Проделайте то же самое с водой. Переходите к переливанию тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.
Разрешите ребенку самому налить себе молока или сока из кувшина в стакан.

Начищенные ботинки.

Расстелите на полу газету, щеткой удалите грязь с ботинок, держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком, дайте высохнуть крему на ботинках, в это время закройте крышку на креме, тряпкой отполируйте ботинки до блеска;
теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.

Найди крышечку по размеру.

Возьмите 4-6 бутылочек или банок разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшом контейнере), расставьте бутылочки на столе перед ребенком, медленно снимите крышки и закрутите обратно, сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки и дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам.

Вылавливание из воды.

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

Просеивание.

Перемешайте рис и манку (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Отделите крупу с помощью сита. Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

Раскладывание.

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите в одно блюдце сложить все красные бусинки, а в другое – все зеленые. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

Лепка.

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина или теста. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать “колобки” (скатывать шарики), “колбаски” и “блинчики”. Усложняйте игру: раскатайте кусочек с помощью скалки, вырезайте из пластилинового блинчика, фигурки, делайте рисунок с помощью палочек, наклейте бусинки или зернышки, втыкайте палочки (макаронинки).

Собирание воды.

Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой. Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой.

Пересыпание и размешивание ложечкой.

Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его. Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п.

Посыпание.

Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать “сахаром” песочный “торт” и т.п.

Упражнения на развитие сенсорики.

Коробочка с образцами тканей.

Возьмите небольшую коробочку, содержащую по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.), покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре, затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками, когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани, вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

Волшебная коробочка (мешочек).

Возьмите коробку с прорезанной в ней дырочкой (мешочек) с 8-10 знакомыми ребенку предметами, например, расческой, шнурком, шариком и т.п.), завяжите малышу глаза или попросите закрыть их, пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь, после того, как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в коробочке (мешочке), можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша, данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы выучили букву “л”, можно положить в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.).

Волшебные подушечки.

Сшейте одинаковые по размеру подушечки, наполните их по две одинаковыми материалами (например, песком, крупой, орехами, ватой и т. д.), попросите ребенка найти две одинаковые.
Упражнения на расширение словарного запаса, подготовка руки к письму.

Винтик и шурупчик.

Возьмите две коробки с разными по размеру гайками и шурупчиками, покажите ребенку, как можно подобрать и накрутить гайку на шуруп.

Штриховка.

Вырежьте на картоне разные фигуры, наложите на рамки, обведите фигуру карандашом, уберите картон, заштрихуйте картинку другим цветом, начиная с левого нижнего угла вверх, не отрывая руки.

Стирка и сушка.

Постирайте “белье”, отожмите, развесьте на веревке, используя прищепки, это развивает три пишущих пальца.

Классификация.

Возьмите три коробочки (баночки, корзинки), муляжи фруктов, животных или другие игрушки, разложите по коробочкам то, что может быть объединено общим понятием. Попросите сложить в одну коробочку, например, только животных, а в другую только фрукты, попросите назвать. Незнакомые предметы (не более двух-трех) назовите сами, скажите к чему они относятся, например, леопард, рысь, муравьед – это животные. Играйте с ними, в конце игры, спросите, где муравьед или леопард, в следующий раз закрепляйте.

Наталья Кулакова, к.ф.н.,
ст.науч.сотр лаборатории моделирования речевой деятельности СПбГУ,
руководитель Центра развития Натальи Кулаковой «Солнечный круг»,
мама троих детей

Смотрите также в разделе В помощь родителям

Уроки Монтессори Монтессори без запретов
Музыкальные занятия Организация детского пространства
Отличие ребёнка от взрослого Пальчиковая гимнастика
Правила поведения Про Монтессори-педагогов
Рамки-вкладыши Сензитивные периоды
Солёное тесто Мой ребёнок
Творчество Упражнения для губ

Почему стоит зайти в  детский развивающий центр "Мир Монтессори на Карпинского"?
Потому что:

Мы работаем уже девятый год и накопили большой опыт работы с детьми от годовасиков до дошколят.

Мы любим своё дело и делаем его с удовольствием. Отношение к ребёнку как к уникальной, неповторимой личности со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира - это и есть основная отличительная черта Монтессори педагогики. Монтессори - дети необыкновенно адаптивны. Они умеют работать индивидуально и в группе. Поскольку их с раннего детства побуждали самостоятельно принимать решения, они вырастают решателями проблем, умеющими делать выбор и организовывать своё время. Лучшим залогом будущих успехов является развитое чувство собственного достоинства. Монтессори программы, основанные на деятельности, побуждаемой внутренней потребностью, а не соревновательным мотивом, помогают детям сформировать благоприятный "образ Я" и уверенность в себе. Это позволяет встречать трудности и перемены с оптимизмом.